Дневник акварели и полезная информация

 

28 сентября 2016. Гризайль

 

филин акварелью, гризайль, творчество, акварель, советы художникам, Митрофанова Оксана, художник-акварелист, полезное

 

Как и обещала, начинаю вести свой #дневник_акварели, параллельно со своим курсом в @lustraschool 

Наша первая тема "Гризайль" - техника живописи и графики, когда для создания картины используется один цвет, чаще натуральный темный. Я лично люблю сепию, это классика. Прекрасная практика для разбора рисунка на тона.

Очень часто перед началом работы над картиной художники начинают с эскизов. И вот такая гризайльная зарисовка помогает с пониманием расположения теней, полутеней и света. Довольно часто, если наблюдать за картинами мастеров в процессе их создания, можно увидеть, что контраст света и тени специально усиливается, для создания глубины, разграничения планов и визуального притяжения.

Гризайлью можно рисовать совершенно разные жанры: пейзажи, портреты, натюрморты. Я предпочитаю анималистику, беру за тему животных, раскрасом, приближенным к сепии. Так и рисовать удобно, цвет совпадает - надо только разобрать тон, и при некоторой практике можно добиться сепией эффекта реализма или винтажного изображения.

Если рассматривать это задание для начинающих, то могу дать несколько советов:

- не надо рисовать с чужого рисунка, это как списывать домашнюю работу. Лучше практиковаться с фото или с натуры.

- если сомневаетесь, как все будет в краске, сделайте предварительный набросок карандашом с усилением самых светлых и самых темных частей. Проанализируйте результат.

- перед тем, как приступить к акварели, определите, где у вас белый цвет (свет). Эти места не заливайте даже водой. Оставляйте полностью сухими.

 - как и в простой тренировке на тона (линейке тонов) - определите, где средний тон между светом и самой темной частью. Обычно он занимает большую часть работы. 

- начать заливку лучше с самых светлых частей. Можно по воде. И сразу по мокрому вводить немного теневых частей. 

- постепенно переходите к самому темному.

- Тень (самое-пресамое темное) должна быть последним этапом работы. Когда она появится, у работы будет глубина. Если глубины нет, а тень выглядит неестественным темным пятном - соедините эту тень и то, что рядом с ней полутенями, даже если вы не видите их на образце.

- Прищурьтесь. Сравните свет, полутень и тень. Разница должна быть контрастной. Если разницы сильно не видно, добавьте тень.

 

Когда я работаю над этой темой с учениками – результат всегда очень хороший, для меня показательный: гризайль раскрывает сильные стороны, а также моменты, над которыми надо поработать и я, со своей стороны знаю, в какую сторону дальше будем двигаться.

 

Желаю всем акварельных успехов.

 

***

2 октября 2016. Пейзаж в два цвета акварелью

советы художникам, пейзаж в два цвета, акварель, рекомендации начинающим, рисунок, пейзаж акварелью, митрофанова оксана, mioxa, xudognik, дневник акварели

Продолжаю свой #дневник_акварели. На втором занятии на моем курсе акварели мы говорили про цветовой круг и пейзаж в ограниченной цветовой палитре. Я уверена, что вопросами цвета надо заниматься серьезно и не на бегу. Объяснить за час и за два все тонкости цветоведения невозможно. Информацию надо изучать вдумчиво и без спешки. Потому что цвет - это самое "острое" оружие художника. Именно искусное владение им превращает любителя в профессионала. Перерисовать чужую картинку, там где художник ранее уже решил цветовую задачу по-своему или срисовать цвет с фотографии - хорошие методы для начинающих. В идеале каждому надо стремиться к самостоятельному цветовому прочтению действительности и воплощению ее в своих работах.
По теме могу посоветовать литературу, небольшую подборку, возможно вы дополните ее в комментах, буду благодарна!

Пейзаж в два цвета. 

Тема не так проста, как кажется. 
С одной стороны бери два комплиментарных цвета  и рисуй. 
С другой стороны - надо понимать, что не все противоположности справятся с поставленной задачей. Ведь цветовой круг ограничен небольшим набором синего или фиолетового. Какой еще цвет можно взять в тень для холодного тона - изумрудный? лиловый?
Но не сделаешь ведь изумрудным небо. Получается, выбор не безграничен. И нам надо получить не только красивые два чистых цвета, но и благородную смесь серого от них.
Если смотреть примеры мастеров, например, как работает Ольга Литвиненко, Константин Кузема, Илья Ибряев, то можно сделать вывод, что и не надо сильно замудряться, простые цвета из набора Невской палитры отлично справляются с задачей. Отличные пары получаются из: ультрамарин - оранжевый кадмий, фиолетовой - золотистой, голубой - красная охра, светлая охра (только тут в смеси с голубым ждите не серого цвета:)) 
Самостоятельно можно подобрать пары, выкрасив свои теплые и холодные краски. Сравните, проанализируйте полученные результаты, выберите вариант на свой вкус.
Идем дальше. Когда определились с цветом, не забываем, что есть еще и тона. То есть оба цвета мы можем углубить до темного и высветлить практически до бела. Игра в контраст темно-фиолетого и светло-желтого и наоборот сама по себе очень увлекательна. Даже маленький эскизик может заиграть. Ну а что делать, если рисуешь что-то большее, чем эскиз, и хочешь остаться в одной цветовой гамме? Я предлагаю добавить по соседнему оттенку из круга Иттена. То есть к фиолетовому вливаем лиловый или темно синий, а желтому - желто-оранжевый. Получится практически полноцветная картина. Как с ними работать? Можно сделать несколько предварительных цветовых набросков (как у меня на фото в альбоме) или поработать с цветовой картой, составленной из двух первоначальных цветов и их оттенков.
Не надо ожидать от этого упражнения какого-то волшебного результата, оно идеально для тренировки контрастов цвета и тонов. Но при этом, возможно, такие поиски вас вдохновят на дальнейшее использование подобранных пар для своего уникального решения вопроса цвета в картинах.
Книги
Иттен И. "Искусство Цвета"
Волков Н.Н. 'Цвет в живописи'
Гарни Д. "Цвет и свет"
Уилкокс М. "Синий и жёлтый не дают зелёный" 

***

8 октября. Акварель "по-мокрому"

акварель по-мокрому, советы художникам, как рисовать, рисунок, секреты акварели, техники акварели, дневник акварели

Акварель «по-мокрому»

Сегодня  такой вид акварельной техники часто называют «а ля прима», но а ля прима может быть и «по-сухому», поэтому скорее «по-мокрому» подвид этого стиля.

 

Технику «по-мокрому» я условно поделю на несколько вариантов: 

частично по-мокрому, когда смачивается только определенный фрагмент, так я делаю свои цветы, смачивая каждый отдельный лепесток.

по-мокрому со смачиванием только верха бумаги.

по-мокрому с увлажнением обеих сторон листа.

по-мокрому с полным смачиванием листа и дополнительно влажной марлей под ним.

Сразу хочу отметить, что все варианты техники «по-сырому» можно использовать не только как особый прием для всей работы, но чаще она комбинируется с техникой «по-сухому» или является живописной основой для лессировок.

Ниже я рассматриваю пример чистой техники «по-мокрому», как отдельного жанра.

 

С каждым из вариантов  техники «по-мокрому» свои нюансы работы и к каждому требуется свой подход - он достигается самостоятельной практикой. Раньше я считала, что когда лист абсолютно мокрый, работать по нему практически невозможно, ведь все плывет. Но на деле оказывается, что не так все и страшно, а очень даже интересно. 

 

Нарисуйте примерный эскиз карандашом, зарезервируйте места, которые должны быть белыми или контрастными по отношению к фону. Смочите лист. Важно расслабиться и подготовиться к текучести краски, не спешить, следить за влажностью бумаги. Если бумага начинает подсыхать - увлажняйте ее из спрея или кисточкой. Вливайте краску по одному цвету по контурам вашего рисунка, следите за смешением цветов, вливайте цвет в цвет, то что будет происходить - это магия! 

 

Очень важно в такой работе следить с отношением контрастов не столько по цвету, сколько по тону. По воде сначала сложно понять как ляжет цвет. Вы заранее должны определиться, в каких местах будет акцент,  в каких тень. Там надо будет увеличить количество пигмента, насыщенность, а также яркость или наоборот темноту.

Еще нюанс, если бумага будет разной степени влажности, то надо готовиться к тому, что и краски лягут по-разному: где-то плотнее, где-то прозрачнее.

Очень интересный эффект свечения достигается, если в самые светлые места вы не добавляете цвет, а даете краске залиться туда по воде самостоятельно из соседнего участка, можно даже поиграть, подливая воды кисточкой в это самое светлое место и наблюдать, как цвет пытается заполнить водное пространство.

В самом конце, когда бумага начнет подсыхать, добавляем детали. Не делайте их слишком сухо и плотно, чтобы они не смотрелись чужеродно. 

 

И для всех, кто дочитал до конца, самое важное этого чудодействия - бумага! Это исключительно хлопковые варианты бумаги холодного прессования, то есть grain fin и rough (с сатином водные эксперименты будут не такие интересные). С целлюлозными видами тоже можно добиться перетеканий, но там краска лежит на поверхности. А на хлопке пигмент впитывается в глубину бумаги вместе с водой.

***

11 ноября 2016. Техника "Лессировка" 

живопись акварелью, лессировка, техника лессировки, как рисовать акварелью, научиться рисовать, рисование для взрослых, студия творчества, роза акварелью, Оксана Митрофанова

Принцип лессировки очень прост: постепенное и аккуратное наложение слоев краски друг на друга. Он широко используется в акварели, масленной и акриловой живописи. В гуаши его, на мой взгляд, использовать невозможно. Гуашь плотная и непрозрачная краска, и при наложении слоев верхняя краска обязательно закроет нижний слой или смешается с ним. 

Считается, что в акварели нельзя делать более 3-5 слоев, так как появляется грязь и теряется прозрачность. Отчасти это верно. Но при очень аккуратном подходе, когда краска берется самым светлым тоном, слоев может быть сколько угодно.

Лессировка очень удобна для начинающих, потому что является самой предсказуемой техникой, приближенной к графике. Если вы контролируете количество воды и пигмента на кисти, то рисовать можно практически как фломастером, это особенно ощутимо при использовании синтетических кистей.

Слои берутся от самых светлых (белые места не трогаем, обходим), постепенно прибавляя яркость, а также разнообразные оттенки. Приведу пример. Раньше я рисовала свои цветочки исключительно в этой технике. Сначала светло-розовые, еле видные лепесточки, потом добавляла яркости в полутени. В тень поверх шел грязновато голубоватый тон. Потом поверх, при необходимости, я легко добавляла желтые и голубые оттенки, чтобы «оживить» цветок. Потом шли детали (прожилки, тычинки) и в самом конце поверх всего добавляла прозрачный розовый для объединения всей композиции. Долгий и кропотливый труд. По той же схеме можно изобразить любой предмет. 

Два самых важных момент в этой технике: 

1)тотальный контроль воды на кисти. Первый слой должен полностью высохнуть перед последующими. Далее работаем с минимальным количеством воды на кисти, чтобы верхние слои не размывали нижние. Любая попавшая на работу капля воды или слишком жидкого раствора краски на кисти все испортит. Мой личный лайфхак - держать под рукой бумажный черновик - палитру, чтобы пробовать каждый мазок перед тем, как наносить на картину.Можно работать пятнами или штриховками (их кстати очень активно используют в ботанике).

2)прозрачность краски. Если вы возьмете краску слишком плотно, то увы и ах, прекрасного лессировочного свечения акварели не получится, потому что нижние слои прикроются. Особенно аккуратно надо быть с кадмиями и зелеными - они очень кроющие краски.

Здесь очень пригодится знание о цвете. Так как слои могут быть не только одного цвета и оттенка, а даже противоположных. Так можно получить удивительную «звонкость» цвета.

Сложность у новичков часто вызывает момент, когда на цветовое пятно добавляется только часть вторым слоем, например в тень. И появляется резкая граница между первым светлым слоем и вторым темным. Эту границу можно аккуратно растереть чистой полусухой кистью, только не поперек, а вдоль соединения - тут поможет практика и еще раз практика.

Большой плюс этой техники - можно работать практически на любой бумаге. У меня лессировка отлично получалась и на отечественной бумаге 185 гр. Единственный вид бумаги, с которыми мне пришлось работать, которые не терпят лессировок, - это весь Монваль (Canson), краска вторым и другими слоями с него просто снимается.

 

 

***

17 ноября 2016. Техника "А ла прима"

акварель а ла прима, уроки акварели, рекомендации для художников, с чего начать рисовать, научиться рисовать акварелью, уроки живописи, a la prima, студия рисования

Техника "а ла прима" предполагает работу в один слой за один подход, результаты такой работы легкие, воздушные, их невозможно повторить или скопировать, вода тут управляет процессом. 
Я считаю, что «а ла прима» (никакая не «Алла прима», боже упаси) может быть по-мокрому и по-сухому. Важно именно то, что работа над картиной или фрагментом ведется в один подход. Детали и акценты можно не считать, их можно добавлять поверх. Я говорю про большие заливки и формы. Вы используете цвет сразу помаксимуму и следите за влажностью бумаги. Как только она высохла - всё, работа может вестись только фрагментарно. 
Сегодня многие современные художники так или иначе используют эту технику если не для целой работы, но для частей: для фоновых заливок, для создания экспрессии, настроения. Эта техника - благодарная почва для экспериментов и разных акварельных трюков: набрызгиваний, использования соли, создания специальных подтеков, самых неожиданных градиентов тонов и оттенков. Все это выглядит очень свежо и акварельно. Когда работа выполнена в этой технике, никогда не ошибешься, что перед тобой именно акварель. 

Сложность, с которой непременно сталкиваются новички,- непредсказуемость! Невозможно предвидеть, как поведет себя краска по воде или по-сухому, если вы работаете быстро и экспрессивно. Поэтому стоит для начала тщательно проанализировать предстающую работу: с чего начать, работать ли над всей картиной сразу или над отдельными деталями, нужно ли зарезервировать фрагменты, где будут основные акценты и контрасты. Возможно, кому-то предварительно потребуется сделать несколько небольших акварельных эскизов.
И не надо унывать, если с первого раза не получилось то, что вы задумали у себя в голове. Акварель в этом стиле имеет право диктовать свои условия:).
На мой взгляд, даже если вы не собираетесь работать в этой технике, то попробуйте сделать с помощью нее фрагмент: воду, фон или мокрую дорогу (вообще идеальный вариант для асфальта в дождливую погоду) - акварельная легкость гарантирована!

 

 

***

25 ноября 2016. Фактуры акварелью

фактуры акварелью, как рисовать камень акварелью, как рисовать воду акварелью, научиться рисовать, художник, мастер-классы порисованную, уроки живописи

Урок довольно сложный уже потому что, что фактур много и у каждой своя техника передачи. В большинстве случаев работа с ними - это маленькие трюки и хитрости, на которые идет художник, что добиться желаемого эффекта. 
Я не претендую на владение всеми тонкостями в изображении фактур. Опытные, которые в профессии 30 и более лет, авторы пишут целые книги про это, снимают серии упражнении.
Я постараюсь систематизировать то, что сама знаю и использую или что видела на мастер-классах художников лично и онлайн.
Фактура дерева. Обычно деревянная доска, не кора, - это светлая полупрозрачная поверхность с цветовыми разводами, которые красиво создаются по-мокрому, и сверху с тоненькими полосками, которые прорисовываются кистью или сухой щетиной.
Фактура камня. Камень в природе или архитектуре пористый и неоднородный. По грубой бумаге этот эффект легко достигается сухой кисточкой. А именно, вы берете минимальное количество воды на кисти и краски, можно попробовать «стереть» лишнюю воду о бумажный черновик. И плоскостью кисти протираете или втираете краску в эскиз камня так, чтобы оставались пробелы. 
Также еще возможный способ - это закрасить обычным способом камни, а сверху более темным цветом сделать набрызгивание зубной щеткой или щетиной.

Веточки отлично получается делать каллиграфическими кисточками или кисточками-лайнерами (с ровным тонким длинным ворсом). Зелень на них чаще всего не надо вырисовывать отдельно, а лучше рисовать «пучками». Это можно сделать плоскостью кисти, создав что-то типа кляксы на ветках, или чуть набрызгав краску на нужный фрагмент и соединив это в общую массу легкими движениями. Можно нарисовать неровные края листвы щетиной или веерообразной кистью. 
Травинки, если вы не рисуете каждую в отдельности тонкой кистью, отлично получается делать щетиной.
Фактура воды в природе. Тут разных трюков миллион и у каждого художника свой. Но у воды есть важные нюансы, которые отличают ее от других поверхностей - это отражение и рябь. Даже если абсолютный штиль, и вода идеально ровная, то в большинстве случае художники все-равно создают несколько горизонтальных движений, чтобы показать, что это вода, а не зеркало. И еще вода часто блестит, перед тем как ее рисовать, важно продумать, где будут эти небольшие светящиеся блики. 
Помимо этого в воде могут быть волны, может быть сильная глубина или витиеватые интересные отражения близких предметов, может быть пена, вода может просвечивать дно, она может иметь разные оттенки. Наблюдательность и практика обязательно помогут приблизиться к точности в изображении воды.

Фактура железа и ржавчины. Разные металлические предметы обычно блестят. То есть в изображении таких предметов важно следить за четкостью формы, а также а специфическим растеканием самых темных фрагментов и бликов (разница тонов бывает от белого до черного с каким-то легким цветным полутоном, например разбавленной охры у золота). Чем точнее вы повторите их в работе - там ближе к реальности будет предмет. 
Ржавчина же съедает ровную форму предмета и по фактуре становится ближе к камню. Поэтому фокусы с набрызгиванием красной охрой к примеру для создания пористой поверхности тут очень подойдет.
Фактура меха и разных пушистостей. Идеально, конечно, получается создавать мех по-мокрому, выходит такой неровный воздушный краешек, но для новичка он может быть совсем не предсказуем. Поэтому, безусловно, можно и лессировкой делать меховые ворсинки как карандашом или маркером, добавлять темные поверх светлых. Блики, самые светлые места, на мехе можно зарезервировать или показать белилами (кто их умеет использовать в меру).
А напоследок подборка художников-акварелистов, которые мастерски передают фактуры! 
Елена Базанова, Атанас Мацурев, Эндре Пеновац, Станислав Золадз, Robert Highsmith (песок и травинки), Сергей Темерев (вода и облака!).
Вдохновляйтесь и практикуйтесь! 


   
создание сайтов
IT-ГРУППА “Передовик точка ру”
Продажа картин